четверг, 30 ноября 2023 г.

Технология смешанного обучения на начальном этапе обучения игре на фортепиано

 Хитцова Н.Г., преподаватель фортепиано Государственного образовательного бюджетного учреждения дополнительного образования Иркутской областной детской школы искусств, город Иркутск     

В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» и введением в стране новых федеральных государственных требований детскими музыкальными школами и детскими школами искусств осуществлен переход на дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области музыкального искусства. В связи с этим возникает необходимость в повышении качества исполнительской подготовки юных музыкантов, невозможной без совершенствования методики обучения игре на фортепиано, в том числе начальный периода обучения.

        Начальный этап обучения игре на фортепиано является ответственным и сложным этапом в работе педагога, это фундамент, на котором будет строиться дальнейшее развитие ученика.

        Технология смешанного обучения – это система построения учебного процесса, основной отличительной особенностью которой является сочетание элементов традиционного обучения с электронным.

        Электронный формы обучения в методике представлены использованием на уроках цифровых образовательных ресурсов ЦОР, которые позволяют оптимизировать процесс освоения теоретических знаний по музыкальной грамоте и развитию музыкальных способностей учащихся. ЦОР обогащают методические возможности урока, придают ему современный уровень; служат средством активизации познавательной деятельности учащихся; средством реализации творческого потенциала школьников; способствуют воспитанию интереса к музыкальному искусству, формированию духовного мира детей.

В таблице представлены возможности некоторых ЦОР для решения музыкально-образовательных задач.

Задачи

Музыкальные компьютерные программы

Разделы в программе

Развитие музыкального слуха

 

 

«Щелкунчик»

Найди меня на елке

«Музыкальный класс»

Музыкальный диктант Музыкальные кубики

«Soft Mozart»

Все разделы

Изучение теории музыки, сведения из музыкальной литературы

 

 

 

«Музыкальный класс»

Теория музыки

«Щелкунчик»

Балет «Щелкунчик» История «Щелкунчика» Биография Чайковского

«Энциклопедия классической музыки»

Статьи Экскурсии

«Soft Mozart»

Все разделы

Изучение музыкальных инструментов

 

 

 

 

«Щелкунчик»

 

Энциклопедия музыкальных инструментов

Оркестровая яма Летающие инструменты Щелкунчик Детский альбом Найди меня на елке

«Музыкальный класс»

История музыкальных

инструментов компьютерное форте пиано Киберсинтезатор

«Энциклопедия музы кальных инструментов»

Все разделы

«Энциклопедия классической музыки»

Статьи

Изучение буквенного обозначение звуков, аккордов

 

 

«Щелкунчик»

Обезьянки-музыканты

«Музыкальные инструменты» (энциклопедия)

Все разделы

«Soft Mozart»

Все разделы

Контроль знаний по теории музыки, музыкальной литературе

 

 

«Музыкальный класс»

Крестики-нолики

«Щелкунчик»

Музыкальные викторины-

 

        Традиционные формы обучения игре на фортепиано опираются на лучшие достижения отечественный и зарубежный фортепианной педагогики.   В своей практической работе мы используем методики известных педагогов музыкантов А.Д. Артоболевской[1.], В.Л. Макарова [4.], Т.И.Смирновой, [5.], А. Шмидт-Шкловской [7.], Т. Юдовиной - Гальпериной [8.]  и других. На занятиях с начинающими мы используем комплекс обучающих игр и упражнений, направленных на формирование пианистических навыков, развитие координации, моторики, внутреннего слуха, музыкальной памяти и т.д. 

        Приведем примеры некоторых игр и упражнений, описанные в методиках известных фортепианных педагогов.

Упражнения и игры, рекомендованные В.Л. Макаровым [4.]

·               «Воробей и кошка» - цель данной игры — развитие подвижности и цепкости первого пальца. Игра проводится на столе, положение рук ребенка такое же, как и при “декламировании стихов”. Смысл игры заключается в том, что в руке домике (куполообразная кисть) живет воробей (первый палец). Он очень ловкий, ему не сидится на месте. Он то выглядывает в окошко (отверстие, образуемое между куполом кисти и поверхностью стола со стороны пятого пальца) и разговаривает с друзьями-воробьями, то клюет зернышки, крошки хлеба во дворе. У воробья острый клюв (первый палец должен быть согнут в ногтевой фаланге и “смотреть" в сторону кисти). Воробей очень смелый. Он знает, что за ним охотится кошка (переступающие второй и третий пальцы противоположной руки). Но продолжает клевать крошки до тех пор, пока кошка не подкрадывается совсем близко, а затем в одно мгновение прячется в домике (необходимо резкими движениями спрятать первый палец в купол кисти). На уроке кошкой может быть педагог

·               «Подвесной мостики овечка» - это многоцелевая игра. Она способствует развитию ощущения веса руки, формирует навык переноса веса на кончик пальца, автоматизирует движения запястья. Вначале ребенку необходимо объяснить, что такое подвесной мостик. Предложить ему представить, что один берег реки — плечо, а другой ---- клавиатура, за которую ученик цепко держится третьим пальцем, вся рука —- мостик, свободно висящий над речкой. Следующий этап игры - разучивание небольшого стихотворения: “Течет речка, через речку — мостик, на мосту - овечка, у овечки — хвостик“. Далее начинается маленький спектакль. Учитель (сидящий со стороны правой руки ученика) вторым и третьим пальцами своей руки, изображая овечку, “ходит” по правой руке ученика (по “мостику”) и читает стихотворение. Затем он говорит, что овечке очень понравился мостик и он стала его раскачивать из стороны в сторону, играть с ним. При этом рука ученика, когда вы ее раскачиваете, должна “болтаться как плеть. Овечка приглянулась мостику, и он захотел с нею подружиться. Для того, чтобы обратить на себя внимание, мостик начал подбрасывать овечку (“Подбрасывает” овечку запястье ученика, которое учитель поднимает вверх и отпускает для свободного падения).

Данная  игра гармонично сочетается с изучением пьесы А .Руббаха “Воробей”. Кроме того, одновременно готовит ребенка к более сложному, но очень эффективному упражнению А. Есиповой для развития первого пальца (в зависимости от “растяжки” ребенок должен поставить руку на интервал от квинты до октавы; затем, удерживая пятым пальцем клавишу, играть первым пальцем поступенно звуки вверх, к пятому пальцу, и вниз).

·                «Стрекоза и муравей» -  цель данной игры — формирование куполообразной кисти с собранными пальцами; развитие цепкости кончиков пальцев; овладение приемом толчкового стаккато; привитие вкуса к импровизации. Предварительно ученик должен выучить басню И. Крылова “Стрекоза и муравей" и рассказывать в лицах, передавая настроение стихотворения. Затем учитель демонстрирует летящую стрекозу. Пальцы -крылья. Третий палец — стрекозьи лапки. Летит стрекоза, машет крылышками. Но вот устала, решила передохнуть, села на травинку (“травинка” — Пюпитр или крышка фортепиано), сложила крылышки (пальцы), крепко держится за травинку лапками (третьим пальцем). Смотрит, по земле ползет муравей (“земля” --- клавиатура; муравья изобразите переступающими вторым и третьим пальцами. Далее, левую руку ученика следует поставить на квинту фа# до# пятым и первым пальцами. А Правой рукой играть только третьим пальцем и только по черным клавишам (по пентатонике) от любого звука соответственно каждому слогу басни Левая рука берет квинту на сильные доли. После того, как ученик овладеет навыком исполнения стихотворения на черных клавишах, можно перейти к более сложному, но и более интересному упражнению исполнению во всех ладах на белой клавиатуре. В басне, как известно, несколько куплетов. Подберите вместе с ребенком лад, соответствующий каждому куплету. В левой руке сохраняется квинтовый аккомпанемент, как и в предыдущем упражнении. Однако, важно помнить, что квинты теперь будут разными, а нижний звук квинты - соответствовать основному тону лада.

·               «Кузнец и лягушка» Цель игры в формировании навыков толчкового стаккато, цепкости кончика пальца, ощущения раскрепощённой руки при перемещении на клавиатуре, развитие артистизма. Смысл игры заключается в том, что лягушка охотится за кузнецом, а кузнец так ловок, что ему каждый раз удается ускользнуть от лягушки. Игра проходит на до мажорного звукоряда. Сначала учитель демонстрирует кузнеца и Лягушку. Третий палец правой руки — лапки кузнеца. Кузнец сидит на травинке (нота до). Левая рука - лягушка. Она незаметно крадется к кузнецу. Но в тот момент, когда квакушка хочет его схватить, кузнец резво отталкивается от травинки (клавиши), взлетает вверх, на несколько секунд повисая в воздухе (повисшая кисть), и садится на другую травинку (ноту ре). Затем руки меняются ролями, в процессе игры важно следить за тремя элементами движений. Первый толчок кончика пальца; Второй — свободное свисание кисти, находящейся высоко над клавиатурой; третий - смягчение кистью (“принцип рессоры”) нажатия клавиши третьим пальцем.

·               «Маленький кузнечик».  Цель и технология игры те же, что и в предыдущей. Однако, содержание меняется. Маленький кузнечик в довольно подвижном темпе невысоко прыгает с травинки на травинку и поет песенку: «Прыг, прыг, прыг, прыг, прыг, прыг, прыг. Научился прыгать вмиг. Ай, да маленький кузнец, ну, какой ты молодец!”

·               Упражнение «Руки Плети». Выполняется в положении стоя (ноги вместе). Ребенок должен поднять руки вверх, сделав одновременно вдох, и, с выдохом, наклонившись вперед, свободно бросить руки вниз. Руки должны “болтаться", как плети, пока не остановятся.

·               Упражнение «Ванька встанька». Выполняется в положении стоя. Ребенок стоит (ноги вместе), лицом к роялю, либо к какому-либо тяжелому и устойчивому предмету. На счет “раз - и” вы чуть подталкиваете ученика и он свободно падает вперед, опираясь руками на рояль и сгибая их в локтях (принцип рессоры). На счет “два - и” ребенок отталкивается от рояля руками и возвращает корпус в исходное положение. Руки в момент возвращения в исходное положение должны быть совершенно свободными (как плети). Расстояние от места, где стоит ребенок, до рояля устанавливается в зависимости от роста и длины его рук

·               Упражнение «Пропеллер». Выполняется в положении стоя; поочередно каждой рукой. Рука – «пропеллер самолета», который необходимо завести. Ребенок должен вращать вытянутой и свободной рукой, делая боковые круговые движения и постепенно увеличивая скорость. Упражнение может сопровождаться подражанием голоса мотору самолета

·               Упражнение «Прыжки на батуте». Выполняется в положении стоя. Предварительно необходимо объяснить ребенку, что такое батут. Ученик стоит (ноги вместе), вытянув перед собой руки в параллельном положении. На счет “раз-и” руки падают вниз “на батут”, и на счет “два-и”, легко хлопая по ногам и как бы отталкиваясь от батута, возвращаются в исходное положение

·               Упражнение «Баттерфляй». Выполняется в положении стоя (ноги вместе). Ученик должен нагнуться вперед, руки — повиснуть, как в упражнении “Руки-плети". А затем необходимо выполнять вращательные движения обеими руками одновременно, подражая пловцу в стиле “баттерфляй”.

·               Упражнение «Руки-плети» Выполняется в положении стоя. Ноги — вместе. Руки — “по швам”. На счет “раз” — поднять вытянутые руки над головой. На счет “два” кисти свободно ниспадают вниз. На п, счет “три” -- руки, сгибаясь в локтях, падают на плечи. На счет “четыре” — руки, как плети, падают вдоль туловища

Упражнения, рекомендованные А. Шмидт-Шкловской [7.]

·                   «Воробьишка» - Я утром выпал из гнезда, ко мне спешите все сюда! (Взлет и приземление на опорный пункт, воробьишка учится летать).

·                   «Кошачьи лапки» - Моет лапкой котик нос. (Легато на секундовых последованиях).

·                   «Цапля» - Цапле бусы подарили, велики они ей были. (Расходящиеся гаммообразные последования в пределах октавы)

·                   «Лягушонок» - лягушонок веселится каждый день, по болоту прыгать и скакать не лень. (Легкое стаккато. Исполнять легкой упругой рукой).

·                   «Утенок» - Наш утенок лишь родился плавать плавно научился. (Пятипалыцевое легато).

·                   «В чёрном море» - В чёрном море мой любимый дом. Днем и ночью я купаюсь в нём. (Пятипальцевые последования на черных клавишах. (Играть различными штрихами).

·                   «Полет во сне» -Шарики мои словно парашют, в небо к облакам плавно унесут. (Дуговые отрезки. Играть отдельно правой рукой I вверх, левой - вниз).

·                   «Лошадка» - Ну-ка, прыгни так как я, девочка прыгучая. (Дуговые скачки на октаву, а также через две октавы вверх и вниз.).

·                   «Бим» - Меня мой Бим из школы ждал и хвостиком вилял. (Круговое движение руки. Левая рука играет в противоположном движении).

·                   «Ключик» - Дверь скорей открой, теперь закрой, замочек мой, ключ золотой. (Повороты кисти с опорой на 1-й и 5-й пальцы).

·                   «Паучок» - Паучок росинку спрятал в паутинку. (Боковое движение по терциям с ощущением вращения внутри руки).

·                    «Хвост колечком» - Наша кошка на крылечке закрутила хвост колечком. (Фигурации. Движения, окутывающие средние звуки. В основе их движения «колесика»).

·                   «Бусинки» - Словно бусинки дождинки покатились по травинке. (Повороты кисти по рисунку мелодии).

Упражнения, рекомендованные А. Д. Артоболевской [1.]

·               «Шалтай-болтай» - Встать прямо. Опустить руки свободно вниз, слегка нагибаясь при этом вперёд. Начинай покачивать ими навстречу друг другу. То, скрещивая, то разводя руки в стороны. Одновременно с этим, наклон увеличивать, а затем, постепенно распрямляясь, возвращаться в исходное положение Разведите руки в стороны. Освободите мышцы спины, шеи и плеч, дайте всему корпусу, голове и рукам свободно «упасть» вперед. Колени при этом слегка подгибаются. После этого необходимо медленно выпрямиться, принимая прежнее положение.

·               «Ветряная мельница» - Встаньте ровно, раздвиньте ноги на расстояние ступни. Опустите обе руки свободно, пусть они висят вдоль туловища. Начинайте раскачивать вначале одной, потом другой рукой взад-вперед, как маятник. Выше! Выше! - пока рука не начнет крутиться по инерции вокруг плеча, как ветряная мельница.

Упражнения, рекомендованные Т. И. Смирновой [5.]

·               «Новая и сломанная кукла». Исходная позиция - «новая кукла». Покачать туловищем с прямой, напряженной спиной вперед и назад. Затем расслабиться - кукла сломалась, кончился завод. (Мальчики изображают солдатика или мягкого толстого медвежонка)

·               «Заводная кукла» или «Робот». Кукла стоит, подняв руки (все тело напряжено), завод кончился, руки постепенно падают, «выключаются» пальцы рук, кисти рук, туловище (ребенок наклоняется и качает расслабленными руками).

·               «Марширующие гномы»

·               Пальцы «шагают» по плоской поверхности, как гномы шагают ножками. Работают разные пары пальцев - 1-3, 2-3, 2-5, 3-5,2-5 и т. д.

·               Кисть остаётся в спокойном состоянии.

·               «Паучок» - «Шагают» все пальцы. Преподаватель объясняет, какими пальцами шагать. Причем, следует называть разные пальцы для левой и правой руки. Так ребенок быстрее запомнит номера пальцев.

·               «Паучки пошли в поход» -  Расскажите ребенку, как паучок несет тяжелый рюкзак и, пройдя пятью лапками, осторожно отдаёт рюкзак второму паучку. Переносить «тяжесть» необходимо из пальца в палец, из руки в руку.

·               «Щеточка» «Отбрасывание соринки» с колен «открывающимися» легкими пальцами, и затем быстрое обратное движение к себе. Кисть в работе не участвует. Ладонь широкая.

·               «Вешалка» или «висячий мост» - Ребенок ставит пальцы на стол, но с таким ощущением, что повесил на них руки. Теперь нужно свободно покачать локтями.

Отметим, что сочетание на уроке описанных выше элементов традиционного и электронного обучения может бесконечно варьироваться.

Таким образом, представленная методическая разработка, с наше точки зрения, является интересным педагогическим опытом, направленным на оптимизацию и интенсификацию учебного процесса в контексте современных требований к системе начального музыкального образования

 

Литературные источники

1.         Артоболевская А.Д. Первая встреча с музыкой Учебное пособие. — Москва: Советский композитор, 1992. — 103 с.

2.         Баренбойм Л., Перунова Н. Путь к музыке. Книжка с нотами для начинающих обучаться игре на фортепиано Л.: Советский композитор, 1988. — 168 с.

3.         Ковалевская М.А. Музыкальная гимнастика для пальчиков СПб: Союз художников, 2006. - 28 с.

4.         Макаров В.Л. Методика обучения игре на фортепиано в подготовительном отделении и начальной школе Харьков: ХГИИ, 1997. — 120 с.

5.         Смирнова Т.И. Учебное пособие «Воспитание искусством или искусство воспитания». М., 2001. – 368с.

6.         Хайнер Х. Стать талантливым музыкантом? Легко! Или мысли о традиционном преподавании музыки, в котором нет точки опоры    Под ред. Н. Курдюмова. — Интернет-ресурс: 2007. — 100 с.

7.         Шмитд-Шкловская,А.А. О воспитании пианистических навыков[Текст] /А.А.Шмидт-Шкловская.- л.:Музыка, 1985.- 69с. 

8.         Юдовина-Гальперина Т.Б. За роялем без слёз, или я - детский педагог Методическое пособие для преподавателей. — СПб.: Союз художников, 2002. — 112 с.

 

Цифровые образовательные ресурсы (программное обеспечение)

1.         «Щелкунчик» (на 1 CD) Разработчик: компания «МедиаХаус»

2.         «Музыкальный класс» (на 1 CD) Разработчик: ООО «Нью Медиа Дженерейшн»

3.         «Энциклопедия музыкальных инструментов» (на 1 CD) Разработчик: компания «Союз»

4.         «Энциклопедия классической музыки» (на 1 CD) Разработчик: компания «Интерактивный мир»

5.         «Коиффорд. Угадай мелодию» (на 1 CD) Разработчик: компания «Новый диск»

6.         «П.И. Чайковский. Жизнь и творчество» (на 1 CD) Разработчик: ООО «Нью Медиа Дженерейшн»

7.         «П.И. Чайковский» из серии «Музыка и живопись для детей» (на 1 CD) Разработчик: компания «Алиса»

8.         «М.П. Мусоргский» из серии «Музыка и живопись для детей» (на 1 CD) Разработчик: компания «Алиса»

9.         «Шедевры музыки» (на 1 CD) Разработчик: компания «Кирилл и Мефодий»

10.      «Интерактивный курс игры на пианино» на 1 CD) Разработчик: компания «Акелла»

11.      «Твинисы. Веселые нотки» (на 1 CD) Разработчик: компания «Новый диск»

12.      «Фредерик Шопен» (на 1 CD) Разработчик: компания «Союз»

13.      «Маленький поезд удовольствий Джоаккино Россини» (на 1 CD) Разработчик: компания «Союз»

14.      «Soft Way to Mozart» («Путь к Моцарту») » (на 1 CD) автор Хелен Хайнер

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий