вторник, 31 октября 2023 г.

Компьютика – новая педагогическая форма музыкального образования (2005 г.)

Компьютика – новая педагогическая форма музыкального образования

Н.Г. Хитцова
Иркутский государственный педагогический университет
Россия

В работе рассматривается новая форма музыкального образования с широким использованием современных средств информационно-вычислительных технологий – компьютика. Это позволяет существенно активировать восприятие и усвоение материала учащимися, а также повысить музыкальные и творческие способности.

It is considered the new form of music education with wide use of modern means of information-computing technologies – computics. It allows to activate essentially perception and mastering of a material by learning, and to raise musical and creative abilities.



Педагогика XXI века – это технология образования с всё большей долей участия информационно-вычислительных систем. В настоящее время компьютерная техника достигла такого высокого уровня своего развития, что, будучи применена в полную силу, радикально меняет структуру и методы традиционного учебно-образовательного процесса.
Уже сейчас ясно, что в ближайшем будущем информационно-вычислительные системы будут играть исключительно важную роль, как в ускорении образовательного процесса, так и в формировании и развитии интеллекта человека. Развитие педагогики еще больше будет использовать возможности направленного влияния от применения информационно-вычислительных технологий в обучении на мышление, память, внимание, воображение, самооценку учащихся, умение планировать свои действия, мотивационный компонент учебной деятельности. При этом уйдут на второй план существующие недостатки в образовании детей напрямую связанных с прошлой идеологизацией воспитательного процесса. Это позволит сформировать высокообразованную гармоничную личность, лишенную недостатков обусловленных ограничениями в мышлении, связанными предустановками идеологизированного воспитания. В результате будет сформирован человек, широко использующий последние достижения информационных технологий и не ограниченный штампами из прошлого. Это, в конечном счете, приведет не только к повышению умственной производительности труда, но радикально скажется на всех уровнях жизни и ускорению научно-технического прогресса.
Для описания направления в педагогике, широко использующего настоящие возможности компьютерной техники и новые технологии, был предложен ввести новый объединяющий термин – КОМПЬЮТИКА [1]. В традиционной педагогической системе, в которой участвуют учителя и известные средства обучения, ограничены по возможности как преподавания, так и усвоения материала учащимися. Компьютика это система, в которой участвуют учитель и компьютер, оснащенный обучающе-тренирующими программами и сенсорами, позволяют создать обратную связь (FeedBacK) с обучающимися. В этом случае можно создать любую виртуальную реальность (Virtual Reality) как визуальную и звуковую (Surround), так осязательно-обонятельную. Такая виртуальная реальность способна, при ее правильном применении, существенно изменить скорость восприятия и усвоения материала.
Сам по себе компьютер не играет никакой роли в образовании без общей концепции его применения, программно-методического обеспечения, соответствующего задачам развития, воспитания и обучения ребёнка, а также его психофизиологическим возможностям.
Специалисты в области психолого-педагогических исследований указывают как на позитивные, так и на негативные факторы компьютеризации учебно-воспитательного процесса. Можно согласиться с мнением исследователей в том, что компьютеру нельзя передавать все функции учебно-воспитательного процесса, особенно такие, как формирование мотивации, мировоззрения, ценностных отношений, воспитание художественного и эстетического вкуса. В любом случае учитель остается не заменимым и очень важным звеном в системе обучения будущего.
Система музыкального образования является неотъемлемой частью общего процесса, направленного на становление гармонической личности и развитие творческой индивидуальности.
Компьютерные технологии предоставляют много интересных возможностей в музыкальном образовании, и это может стать эффективным средством, базой для музыкального творчества и развития музыкальных способностей.
Отметим некоторые направления музыкальной деятельности, в которых компьютер играет все большую роль. Это – создание и использование музыковедческих баз данных, нотно-издательская деятельность, системы управления партитурой в реальном времени, создание аранжировок и оригинальных композиций с использованием программ секвенсоров, синтез звука и электронная музыка, интерактивные исполнительские системы, реставрация старых записей, звукорежиссерская работа, подготовка фонограмм и видеоклипов, системы алгоритмической музыки и т. п.
Применения компьютеров в музыкальном образовании, относится не столько к музыкальным возможностям компьютера, сколько к области педагогики.
Осмысление данного комплекса проблем обусловило направленность нашего педагогического поиска и привело к созданию авторской образовательной программы «Музыкальная компьютика».
В основе программы – идея использования возможностей информационно-компьютерных технологий для развития музыкальных и творческих способностей учащихся, повышения интереса, мотивации к занятиям музыкой, совершенствования форм и методов педагогического процесса, повышения результативности занятий музыкой.
Особенность авторского курса «Музыкальная компьютика» состоит в расширении границ традиционной музыкальной педагогики, приобщение учащихся к проблемам медиаобразования.
Медиаобразование в современном мире рассматривается [2] как процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с виртуальной медиа реальностью, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники . Современное медиаобразование связано с появлением в образовании новых информационных технологий (компьютерных программных средств, возможностей Интернета).
Главная задача курса «Музыкальная компьютика» – вооружение каждого обучающегося приёмам и методам информационной деятельности. Система педагогического взаимодействия может быть обозначена, как циклическое взаимодействие (последовательность трансакций) «ученик – компьютер – ученик», приводящая кратчайшим путем к «цели».
Формы работы на уроках могут быть разнообразными: учащиеся выполняют творческие задания, сочиняют мелодии, пишут ноты, используют игры, музыкальные кубики, караоке, веселые музыкальные упражнения, совершают увлекательные путешествия и экскурсии, используя компьютер. Большое место в программе занимают игровые методы и опыты детского творчества. Интересной формой представления материала являются презентации познавательных компьютерных энциклопедий, обучающих, развивающих игровых программ. Система учебных творческих заданий сориентирована на активную работу ученика, одновременное развитие рационально-логической и эмоционально-ценностной сферы. Поиск дополнительной информации осуществляется с помощью медиатеки, ресурсов Интернета.
Методика обучения непосредственно связана с программным обеспечением. Проведению уроков помогают следующие мультимедийные диски: «Музыкальный класс», «Шедевры музыки», «Энциклопедия Рока, Джаза и Поп музыки», «Жизнь и творчество композиторов» и т.д., предлагаемые фирмой «Кирилл и Мефодий» и др. С их помощью удается эффективно развивать музыкальные, творческие и интеллектуальные способности школьников, формировать навыки информационного поведения, базовую основу информационной культуры младших школьников.
 В методике преобладает поисковая и творческая деятельность: учащиеся поставлены в условия, когда прямо на уроке музыки необходимо добывать знания, применять их в нестандартных ситуациях, размышлять, фантазировать, играть.
Образовательный процесс по программе построен по принципу тематического планирования. Смысловая единица программы – блок-тема. По каждой теме даются новые понятия и термины. Учащиеся овладевают знаниями и умениями постепенно, с помощью учителя, а по мере накопления опыта музыкально-творческой и познавательной деятельности с участием компьютера. В курсе заложены богатые возможности развития и совершенствования межпредметных связей.
Отметим, что программа курса «Музыкальная компьютика» находится в экспериментальном режиме, когда возможны и естественны её существенные коррективы и творчески оправданные трансформации предполагающие поисково-исследовательскую деятельность преподавателя.
Необходимо продолжить изучение организационных, педагогические условий внедрения программы в систему начального музыкального образования, учитывающих преемственность традиций музыкальной педагогики.
 Для реализации данной проблемы необходимо не только научно- методическое обоснование, но и финансовое, организационное обеспечение программы.
Мы полагаем, что данная проблема и связанное с ней педагогическое исследование будут представлять определенный теоретический и практический интерес, как для общей, так и для музыкальной педагогики XXI века.
Литература
1.   Беспалько В.П.  Образование и обучение с участием компьютеров (Педагогика третьего тысячелетия). – Воронеж: МОДЭК, 2002.
2.   Федоров А.В. Медиаобразование: история, теория и методика. – Ростов: ЦВВР, 2001.


Комментариев нет:

Отправить комментарий