Компьютика –
новая педагогическая форма музыкального образования
Н.Г.
Хитцова
Иркутский
государственный педагогический университет
Россия
Россия
В работе рассматривается новая форма
музыкального образования с широким использованием современных средств информационно-вычислительных
технологий – компьютика. Это позволяет существенно активировать восприятие и
усвоение материала учащимися, а также повысить музыкальные и творческие
способности.
It is
considered the new form of music education with wide use of modern means of
information-computing technologies – computics. It allows to activate
essentially perception and mastering of a material by learning, and to raise
musical and creative abilities.
Педагогика XXI века – это технология образования с всё большей долей
участия информационно-вычислительных систем. В настоящее время компьютерная
техника достигла такого высокого уровня своего развития, что, будучи применена
в полную силу, радикально меняет структуру и методы традиционного
учебно-образовательного процесса.
Уже сейчас ясно, что в ближайшем будущем информационно-вычислительные
системы будут играть исключительно важную роль, как в ускорении
образовательного процесса, так и в формировании и развитии интеллекта человека.
Развитие педагогики еще больше будет использовать возможности направленного
влияния от применения информационно-вычислительных технологий в обучении на
мышление, память, внимание, воображение, самооценку учащихся, умение планировать
свои действия, мотивационный компонент учебной деятельности. При этом уйдут на
второй план существующие недостатки в образовании детей напрямую связанных с
прошлой идеологизацией воспитательного процесса. Это позволит сформировать
высокообразованную гармоничную личность, лишенную недостатков обусловленных
ограничениями в мышлении, связанными предустановками идеологизированного
воспитания. В результате будет сформирован человек, широко использующий
последние достижения информационных технологий и не ограниченный штампами из
прошлого. Это, в конечном счете, приведет не только к повышению умственной
производительности труда, но радикально скажется на всех уровнях жизни и
ускорению научно-технического прогресса.
Для описания направления в педагогике, широко использующего настоящие
возможности компьютерной техники и новые технологии, был предложен ввести новый
объединяющий термин – КОМПЬЮТИКА [1]. В традиционной
педагогической системе, в которой участвуют учителя и известные средства обучения,
ограничены по возможности как преподавания, так и усвоения материала учащимися.
Компьютика это система, в которой участвуют учитель и компьютер, оснащенный
обучающе-тренирующими программами и сенсорами, позволяют создать обратную связь
(FeedBacK) с обучающимися. В этом случае можно создать любую
виртуальную реальность (Virtual Reality) как визуальную и звуковую (Surround),
так осязательно-обонятельную. Такая виртуальная реальность способна, при ее
правильном применении, существенно изменить скорость восприятия и усвоения
материала.
Сам по себе компьютер не играет никакой роли в
образовании без общей концепции его применения, программно-методического
обеспечения, соответствующего задачам развития, воспитания и обучения ребёнка,
а также его психофизиологическим возможностям.
Специалисты в области
психолого-педагогических исследований указывают как на позитивные, так и на
негативные факторы компьютеризации учебно-воспитательного процесса. Можно
согласиться с мнением исследователей в том, что компьютеру нельзя передавать
все функции учебно-воспитательного процесса, особенно такие, как формирование мотивации, мировоззрения, ценностных
отношений, воспитание художественного и эстетического вкуса. В любом случае
учитель остается не заменимым и очень важным звеном в системе обучения
будущего.
Система музыкального образования является неотъемлемой
частью общего процесса, направленного на становление гармонической личности и
развитие творческой индивидуальности.
Компьютерные технологии
предоставляют много интересных возможностей в музыкальном образовании, и это
может стать эффективным средством, базой для музыкального творчества и развития
музыкальных способностей.
Отметим некоторые
направления музыкальной деятельности, в которых компьютер играет все большую
роль. Это – создание и использование музыковедческих баз данных,
нотно-издательская деятельность, системы управления партитурой в реальном
времени, создание аранжировок и оригинальных композиций с использованием
программ секвенсоров, синтез звука и электронная музыка, интерактивные
исполнительские системы, реставрация старых записей, звукорежиссерская работа,
подготовка фонограмм и видеоклипов, системы алгоритмической музыки и т. п.
Применения компьютеров в музыкальном образовании,
относится не столько к музыкальным возможностям компьютера, сколько к области
педагогики.
Осмысление
данного комплекса проблем обусловило направленность нашего педагогического
поиска и привело к созданию авторской образовательной программы «Музыкальная
компьютика».
В
основе программы – идея использования возможностей информационно-компьютерных
технологий для развития музыкальных и творческих способностей учащихся,
повышения интереса, мотивации к занятиям музыкой, совершенствования форм и
методов педагогического процесса, повышения результативности занятий музыкой.
Особенность авторского курса «Музыкальная компьютика» состоит в
расширении границ традиционной музыкальной педагогики, приобщение учащихся к
проблемам медиаобразования.
Медиаобразование в
современном мире рассматривается [2] как процесс развития личности с помощью и
на материале средств массовой коммуникации (медиа) с целью формирования
культуры общения с виртуальной медиа реальностью, творческих, коммуникативных
способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации,
анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при
помощи медиатехники . Современное медиаобразование связано с появлением в
образовании новых информационных технологий (компьютерных программных средств,
возможностей Интернета).
Главная
задача курса «Музыкальная компьютика» – вооружение каждого обучающегося приёмам и методам информационной
деятельности. Система педагогического
взаимодействия может быть обозначена, как циклическое взаимодействие (последовательность
трансакций) «ученик – компьютер – ученик», приводящая кратчайшим путем к
«цели».
Формы работы на уроках могут быть разнообразными: учащиеся выполняют
творческие задания, сочиняют мелодии, пишут ноты, используют игры, музыкальные
кубики, караоке, веселые музыкальные упражнения, совершают увлекательные
путешествия и экскурсии, используя компьютер. Большое место в программе
занимают игровые методы и опыты детского творчества. Интересной формой
представления материала являются презентации познавательных компьютерных энциклопедий,
обучающих, развивающих игровых программ. Система учебных творческих заданий
сориентирована на активную работу ученика, одновременное развитие
рационально-логической и эмоционально-ценностной сферы. Поиск дополнительной
информации осуществляется с помощью медиатеки, ресурсов Интернета.
Методика обучения непосредственно связана с программным обеспечением.
Проведению уроков помогают следующие мультимедийные диски: «Музыкальный класс»,
«Шедевры музыки», «Энциклопедия Рока, Джаза и Поп музыки», «Жизнь и творчество
композиторов» и т.д., предлагаемые фирмой «Кирилл и Мефодий» и др. С их помощью
удается эффективно развивать музыкальные, творческие и интеллектуальные
способности школьников, формировать навыки информационного поведения, базовую
основу информационной культуры младших школьников.
В методике преобладает поисковая
и творческая деятельность: учащиеся поставлены в условия, когда прямо на уроке
музыки необходимо добывать знания, применять их в нестандартных ситуациях,
размышлять, фантазировать, играть.
Образовательный процесс по программе построен по принципу тематического
планирования. Смысловая единица программы – блок-тема. По каждой теме даются
новые понятия и термины. Учащиеся овладевают знаниями и умениями постепенно, с
помощью учителя, а по мере накопления опыта музыкально-творческой и познавательной
деятельности с участием компьютера. В курсе заложены богатые возможности
развития и совершенствования межпредметных связей.
Отметим, что программа
курса «Музыкальная компьютика» находится в экспериментальном режиме, когда
возможны и естественны её существенные коррективы и творчески оправданные
трансформации предполагающие поисково-исследовательскую деятельность
преподавателя.
Необходимо продолжить изучение организационных, педагогические условий
внедрения программы в систему начального музыкального образования, учитывающих
преемственность традиций музыкальной педагогики.
Для реализации данной проблемы
необходимо не только научно- методическое обоснование, но и финансовое,
организационное обеспечение программы.
Мы полагаем, что данная проблема
и связанное с ней педагогическое исследование будут представлять определенный
теоретический и практический интерес, как для общей, так и для музыкальной
педагогики XXI века.
Литература
1.
Беспалько В.П.
Образование и обучение с участием компьютеров (Педагогика третьего
тысячелетия). – Воронеж: МОДЭК, 2002.
2.
Федоров А.В. Медиаобразование: история, теория и
методика. – Ростов: ЦВВР, 2001.
Комментариев нет:
Отправить комментарий